Первичной функцией искусства была функция установления связи с Богом, с Высшими Мирами. Но профанное в искусстве не было связано с низведением архетипов, так как всегда было копированием реальности.
Современное искусство преимущественно создает симулякры. Симулякр (франц.– симуляция). Наиболее известное определение симулякра дано Джеймисоном как «точной копии оригинала, которой никогда не существовало». Первичные симулякры были сложными символами ценностей, благ, достоинств, уродств или грехов. И люди творили их, для того, чтобы расставить все по своим местам, обозначить границы собственных возможностей. Создаваемые мифологические или идеологические объекты были: бесконечными пределами человеческих качеств или способностей; представляли собой сложные, а иногда и уникальные объекты. Нынешние симулякры - это простейшие образы, которые создаются производством, диктуются законами потребления и упрощают реальность.
И если раньше это были мифы, то теперь – промышленные бренды и марки, идолы рекламы. Геракл замещается Шварцнегером. Нельзя стать Гераклом, но можно попробовать превратиться в Шварцнегера. В отличие от прежних, нынешние симулякры зримы, растиражированы. Симулякру Геракла достаточно существовать в сознании, симулякру Шварцнеггера требуется воплощение. И он хоть чуть-чуть, но воплощается в каждом, кто отправляется в спортзал, чтобы стать похожим на своего кумира.
Важнейшими симулякрами во все времена являлись:
Красота, Секс, Власть, Успех.
Реальная биологическая красота является свидетельством образцового здоровья и демонстрацией способности рожать полноценных и сильных детей. При этом традиционные представления о красоте включили в себя и духовную составляющую, поскольку "дух высекает себе резцом лицо". Современные же симулякры красоты вводят представления о новой, не одухотворенной телесности.
Симулякром невиданный силы является секс.
В древности секс ощущался как божественный Эрос, как вселенское творческое Начало. Позднее сводится к обыденному, полезному и всего лишь приятному занятию, к своеобразной гимнастике, к показателю успешности.
Созданные симулякры НЕправдоподобной красавицы, Уникального самца не имеют никакого отношения к действительности, но волнуют всех.
Секс всегда был таинственным и сокрытым, но современные сексуальные симулякры откровенны, просты и конкретны, связаны лишь с симулякрами телесности. Крайняя форма сексуальной тривиальности – порнография. Подобное, воплощенное в образах есть полное снятие Тайны.
Политические и идеологические симулякры:
идолы вождей, политиков, государственных деятелей, идеалы, ценности, свободы.
В трудные времена появляются образы:
Спасителя Отечества и Отца Народов.
В периоды успехов появляются образы:
Мудрого и Доброго Правителя, Хозяина.
Политические технологии в двадцатом веке создавали симулякры:
законопослушного Гражданина, радеющего исключительно о счастье государства;
образцового Рабочего, не помышляющего ни о чем, кроме ударного труда;
замечательного Служащего, озабоченного только интересами корпорации;
по-царски Живущего Обывателя.
Однотипность поведения и мыслей, обеспечивает энергетический резонанс.
Бесплотное начинает воплощаться, если энергия становится достаточной для этого.
С подобной материализацией мы сталкиваемся, когда видим на улице огромного ряженого
Микки Мауса или другого подобного проявления.
В гиперреальности человек вынужден выбирать способ существования.
1. Напрячь все силы, и участвовать в бессмысленной суете –
покупать, везде мелькать, всюду успеть, не отстать, опередить;
2. Быть наблюдателем за чужими жизнями,
жалеющим времени и чувств на свою собственную.
Комментарии
11.01.2012